Низкий тонус (мышечная гипотония, гипотонус) встречается у новорожденных и детей старшего возраста довольно часто.

Данная патология возникает в результате усиленного или недостаточного сокращения мышечных волокон. Любые нарушения тонуса, будь то дистония, гипертонус или гипотонус – являются признаком заболеваний центральной нервной системы и головного мозга.

В каких случаях можно заподозрить у малыша гипотонус

• Родителям стоит обратить внимание, если ребёнок лежит в позе «лягушки» с выпрямленными руками и ногами. Для новорожденных малышей свойственны поджатые ручки и ножки к телу.
  • Проблемы с кормлением, ребёнок отказывается от груди, плохо сосёт, часто срыгивает.
  • Плохой сон, бессонница.
  • Тремор (подрагивание) подбородка и конечностей.
  • В 3-4 месяца отсутствует хватательный рефлекс, не удерживает предметы в руках.
  • Не держит голову в 3-4 месяца, не поворачивает её.
  • По достижении полугода не переворачивается и не сидит самостоятельно.
  • В 7-9 месяцев кроха не хочет ползать на четвереньках.
  • Ребёнок вялый, неэмоциональный.
  • Не ходит в возрасте полутора лет (18 месяцев).

Далее у детей старшего возраста происходит задержка крупной моторики и развития речи. Ребёнок может быстро уставать, трудно справляется с выполнением стандартных упражнений, предпочитает сидеть. Также ему бывает трудно держать спинку прямо. В последствии дети с не леченным гипотонусом могут испытывать затруднения в обучении и образования.

Установить диагноз и назначить лечение может только детский невролог.

Причины пониженного тонуса

Гипотонус – это не болезнь, а симптом какого либо неврологического нарушения.

К возможным причинам относят:

• Очень часто данная патология встречается у недоношенных детей и детей, родившихся в положенные сроки, но с низкой массой тела (менее 3х кг). У таких деток тонкая кожа, много пушковых волос, пониженная температура тела.
  • Часто нарушение мышечного тонуса могут быть следствием осложнения во время беременности или родов.
  • Генетические синдромы и различные пороки развития: синдром Дауна, синдром Марфана, синдром Вильямса, ДЦП.
  • Вирусные и/или инфекционные заболевания новорожденного.
  • Переизбыток в организме витамина D.

Лечение при низком тонусе

Первичная форма гипотонии (врождённая форма), которая не зависит от наличия хронических заболеваний или неврологических расстройств в организме хорошо  поддаётся лечению, если своевременно обратиться к детскому врачу-неврологу.

Лечение назначается после:

1. Сбора анамнеза
  2. Осмотра
  3. Проведения дополнительных методов исследований (по показаниям).

При необходимости детский врач может назначить медикаментозную терапию в комплексе с другими методами.

Одним из эффективных и безопасных методов лечения гипотонии является детский массаж. И чем раньше будет начато лечение новорожденных детей с пониженным тонусом, тем выше результат и меньше последствий патологии.

Преимущества массажа для грудничка:

1. Своевременно проведенный курс массаж позволяет стабилизировать нарушения мышечного тонуса.
  2. Профилактировать нарушения осанки в более старшем возрасте у ребёнка.
  3. Наши врачи-неврологи используют мягкие техники, атравматичные методы, исключающие рывковые движения, тракции, манипуляции.